15 мая 1942 года прошло испытание первого советского ракетного самолёта с жидкостным ракетным двигателем - предвестника эры реактивных самолётов, которая была предсказана ещё Константином Циолковским. Этот самолет был создан Александром Яковлевичем Березняком и Алексеем Михайловичем Исаевым в конструкторском бюро Виктора Фёдоровича Болховитинова. Маленький истребитель-перехватчик БИ и его первый пилот, Григорий Бахчиванджи, навсегда остались в истории советской ракетной техники.
Григорий Яковлевч Бахчиванджи родился 7 февраля 1908 года в станице Бриньковская Приморского - Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Шестнадцатилетним мальчишкой начал работать в литейной мастерской в Приморско-Ахтарске, а потом помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.
Переехав в город Мариуполь, участвовал в строительстве "Завода имени Ильича", работал на нем слесарем- трубопрокатчиком мартеновского цеха.
В 1931 IX съезд комсомола принял шефство над Военно – воздушными силами Красной Армии, и, комсомолец, Григорий Бахчиванджи добровольно попросился в авиацию.
В 1933 окончил авиатехническое училище. получил специальность авиационного техника по вооружению, но у него была другая цель — стать летчиком. И он им стал — в числе лучших курсантов, он окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков. Прибыв в полк, Григорий демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолета и физическую подготовку. За такой образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники, его направляют в научно- исследовательский институт ВВС на летно-испытательную работу.
Сначала, Григорий Яковлевич работал на самолетах разведки, потом на истребителях, а позже был назначен на испытания новых авиамоторов полете.Когда началась Великой Отечественной Войны, добровольно уходит на фронт, служит летчиком - истребителем в составе 402-го истребительного авиаполка. Участвовал в обороне Москвы. Совершил 65 боевых вылетов на МиГ-3, провел 26 воздушных боев, сбил лично два вражеских самолета и три в группе.
К тому времени для нужд фронта был налажен серийный выпуск новых самолётов. Бахчиванджи отозвали на испытательную работу на Урал, куда был эвакуирован и НИИ ВВС. Здесь ему поручили провести испытание первого советского реактивного самолёта. В трагический день 27 марта 1943 года лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи геройски погиб во время седьмого испытательного полёта на БИ: достигнув рекордной скорости для ракетоплана - 800 км/час - самолёт неожиданно перешёл в пике и врезался в землю. Машина рухнула в 6 км южнее аэродрома. Все ждали, что сейчас появится парашют, но Григорий Яковлевич не пытался спасти жизнь, он пытался спасти самолет.
28 апреля 1973 года «за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолётов с реактивными двигателями», лётчику-испытателю капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Юрий Гагарин в последствии скажет: «Без полета Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».
Именно полёты на первом реактивном самолёте ознаменовали рождение советской реактивной авиации, став, по существу, первым шагом на пути в космос.
В этом учебном году, один из наших #маршрутпостроен будет в станицу Бриньковскую - родину Г.Я. Бахчиванджи
Здравствуй, Сергей!
ОтветитьУдалитьОчень интересный рассказ о герое.
Думаю, когда Вы поедете в станицу Бриньковскую, ты тоже напишешь не менее интересный пост.